Дислексия — нарушение обучаемости

Дислексия — это нарушение обучаемости, которое может повлиять на способность читать. Людям с дислексией обычно трудно читать в быстром темпе, а также они склонны делать ошибки. Помимо чтения, у них также могут быть проблемы с орфографией, письмом, математикой и пониманием прочитанного. Дислексия означает, что человеку трудно связать букву, которую он просматривает, со звуками, которые издают эти буквы, что приводит к затруднениям при чтении, письме и правописании [1].

Эксперты и врачи считают, что около 5 процентов всего населения страдают этим расстройством [2]. Печально то, что дети с дислексией не перерастают это состояние. У них проблемы с орфографией, они медленно читают и путают слова. Некоторым ставят диагноз на ранней стадии, в то время как другие понимают только в зрелом возрасте, что они страдают дислексией.

У детей с дислексией обычно нет проблем со зрением, и они обычно так же умны, как и другие люди. Однако им придется приложить больше усилий в школе, поскольку им потребуется больше времени на то, чтобы хорошо читать, писать и решать задания по математике.

Для детей и взрослых доступны разные тесты и диагностика. Определить, есть ли у человека дислексия, довольно легко. Те, кто страдает этим расстройством, могут использовать определенные подходы и стратегии обучения, чтобы управлять своими навыками и развивать их.

дислексия

Типы дислексии

Фонологическая дислексия

Человеку с фонологической дислексией трудно разбивать слова и соотносить каждое подслово с его фонетикой. Это также называется слуховой дислексией или дисфонической дислексией. В этом состоянии нет проблем при разговоре или воспроизведении разных звуков во время разговора. Проблема возникает, когда они не могут определить индивидуальную фонетику, связанную с каждым словом и его слогами.

Поверхностная дислексия

Человек с поверхностной дислексией не может определить слово, увидев его. Это значительно усложняет запоминание и обучение детей. Им также требуется больше времени для обработки различных нюансов языка. Им трудно видеть неправильные и полные слова, из-за чего им требуется больше времени на чтение.

Дефицит быстрого именования

При этом заболевании пострадавший не сможет сразу назвать цифру или букву, когда увидит их. Обычно им требуется некоторое время для его обработки.

Дислексия с двойным дефицитом

При этой форме дислексии многим трудно отделить буквы и цифры от звуков, с которыми они связаны в их языке.

Дисграфия

Дисграфия влияет на письмо и обработку информации. Это может затруднить процесс письма для детей, что приведет к их слабому пониманию, орфографии и плохому почерку. Им также будет сложно правильно написать и расположить предложения или числа в строке.

Дискалькулия

Этот тип дислексии связан с математикой и также называется числовой дислексией. Обычно это связано с трудностями языковой обработки и визуально-пространственными проблемами. Обычно им сложно обрабатывать и понимать то, что они слышат.


Признаки дислексии

Дислексия обычно варьируется от человека к человеку. Симптомы и признаки дислексии могут сильно различаться в разных возрастных группах.

Признаки дошкольного возраста

У дошкольников могут возникнуть проблемы с произношением, поскольку они с трудом произносят часто используемые слова. Дети с вербальной дислексией могут также испытывать трудности с разучиванием детских стишков или рифмующихся песен. У детей также могут быть проблемы с изучением цветов, форм и алфавитов. Они также могут быть не в состоянии правильно следовать указаниям или даже правильно их запоминать.

Признаки в школьном возрасте

Школьникам с дислексией обычно трудно выучить звуки и соответствующие произношения и имена. Они часто путаются между похожими звуками и буквами. Дети также могут столкнуться с трудностями при запоминании написания слов и с проблемами при чтении. Они также могут писать слова задом наперед или путать определенные алфавиты друг с другом. Поскольку им труднее читать, дети с дислексией могут стараться не читать вслух перед классом.

Признаки у подростков

Подростки с дислексией могут читать медленно и могут отставать от среднего уровня своих сверстников. Они склонны пропускать небольшие слова и даже некоторые части более длинных слов. У них могут быть трудности с пониманием и запоминанием идиом, слов, сокращений и т. д. Учащиеся старших классов могут по-разному писать одни и те же слова в одном задании. Они также могут столкнуться с проблемами при изучении иностранного языка.

Другие симптомы

Помимо проблем с чтением, орфографией и математикой, дети с дислексией могут научиться ползать, ходить, говорить и ездить на велосипеде позже своих сверстников. Им также может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить, и во время обучения они могут быть не в состоянии различать разные звуки слова и неправильно произносить слова.

У детей с дислексией также выше вероятность развития иммунологических проблем, таких как астмаэкзема, аллергический ринит и аллергии. Дислексия может привести к нарушению координации рук и глаз, из-за чего ребенок будет казаться неуклюжим и неуклюжим. Дети с дислексией обычно путают левое и правое, а иногда даже могут переворачивать буквы и цифры. Им также трудно сконцентрироваться, поскольку им приходится прилагать больше усилий, чтобы изучить то же самое, что приводит к умственному истощению.


Причины и факторы риска

Хотя точная причина дислексии неизвестна, эксперты считают, что одной из возможных причин могут быть гены и наследственность.

  • Семейный анамнез : у ребенка больше шансов быть затронутым этим расстройством, если в семейном анамнезе имеется дислексия или какое-либо другое нарушение обучения . Многие эксперты считают, что дислексия связана с генами, особенно учитывая, что расстройство связано с обработкой речи и чтением. Поскольку проблемы с чтением передаются в семье, врачи считают, что генетическая связь может присутствовать. Человек с большей вероятностью страдает дислексией, если он есть у близкого члена семьи [1].
  • Рождение : преждевременные роды и низкий вес при рождении также могут привести к дислексии у ребенка.
  • Образ жизни : воздействие никотина, наркотиков и алкоголя во время беременности также может привести к рождению ребенка с дислексией. Определенные инфекции во время беременности также могут привести к этому.

Осложнения

  • Проблемы с обучением : поскольку чтение является обязательным и базовым навыком в школе, ребенок с дислексией может отставать от своих друзей, даже если они такие же умные. У них также могут быть проблемы с фонологической осведомленностью, которая относится к выявлению различий в звуках речи, что приводит к трудностям в понимании вещей.
  • Социальные проблемы : люди с дислексией могут также сталкиваться с социальными проблемами в дополнение к чтению и математике. Они могут страдать от тревожности, агрессии, низкой самооценки и замкнутости. Дислексия также может привести к поведенческим проблемам.
  • Долгосрочные осложнения : неспособность ребенка эффективно читать и понимать текст может выдержать его путь к успеху. Это может иметь образовательные, социальные и экономические последствия.
  • СДВГ : у детей с дислексией также выше вероятность развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Верно и наоборот. СДВГ затрудняет возможность уделять внимание в течение более длительного периода времени и может вызвать гиперактивность и импульсивное поведение, что затрудняет лечение.

Диагностика дислексии

Не существует единого теста, который мог бы диагностировать дислексию и подтвердить то же самое. Прежде чем точно диагностировать дислексию, необходимо учитывать множество факторов. Однако есть некоторые тесты, которые могут сыграть роль в эффективной диагностике этого расстройства.

Чтение и академические навыки

Ребенку с дислексией можно дать набор образовательных тестов, где качество навыков чтения для этого возраста оценивается экспертом. Обычно это делается в дружеской и неформальной обстановке, чтобы ребенку было легче.

Анкеты

У врача может быть анкета, которую, возможно, потребуется заполнить членам семьи и учителям. Также будет версия для детей. В дополнение к этому вашему ребенку могут быть предложены некоторые тесты, чтобы понять его язык и навыки чтения. Анкета будет проанализирована в свете их навыков.

Зрение, слух и неврологические тесты

Эти тесты могут помочь врачам понять, влияет ли какое-либо другое расстройство на способность ребенка читать.

Психологическое тестирование

В этом типе тестирования врач может задавать вопросы, чтобы лучше понять психическое здоровье ребенка. Это поможет им проанализировать, влияют ли тревога, социальные проблемы, другие нарушения обучаемости или депрессия на рост вашего ребенка.

История болезни и семейная жизнь

Поскольку дислексия может быть связана с генами, могут быть заданы вопросы о вашей семейной жизни и об истории болезни близких членов семьи. Это может пролить свет на проблему вашего ребенка.


Управление дислексией

Хотя не существует надлежащего лекарства от дислексии, особая поддержка может принести большую пользу ребенку или взрослому. Это включает в себя специальные образовательные методы и раннее лечение.

Образовательные методы

Преодоление дислексии не так сложно, как можно было бы подумать, с помощью этих образовательных методик [3]:

  1.  Индивидуальные учебные занятия со специалистом-репетитором, программа чтения на основе фонетики, мультисенсорный подход к обучению и специальные мероприятия в школе — все это может помочь. Программа чтения на основе фонетики поможет ребенку развить связь между словом и его фонетикой. Мультисенсорный подход будет использовать разные чувства, такие как слушание, речь, наглядные пособия и многое другое. 
  2. Поддерживающие подходы и стратегии, которые имеют те же принципы, что и индивидуализированные программы, но которые используются учителями более избирательно, например, алфавитные карточки;
  3.  Методы вспомогательного обучения, когда есть обучение у сверстников, и использование различных методов, таких как словесные игры, парное чтение, орфография по команде и обучение со стороны сверстников
  4. Общеклассные подходы, такие как измененные программы обучения и общешкольный скрининг.

Раннее лечение

Если ребенок страдает дислексией, в идеале лечение дислексии следует начинать сразу же. Раннее лечение является наиболее эффективным и окупается лучше всего. Консультации помогут ребенку справиться с негативными последствиями низкой самооценки. Это также предложит им поддержку и руководство в то время, когда они чувствуют себя потерянными. Текущие оценки могут помочь как детям, так и взрослым в развитии их стратегий понимания и выяснить, где им нужна дополнительная помощь.


Краткое содержание статьи

Дислексия относится к нарушению обучаемости, которое может повлиять на способность читать, писать, понимать рифмующиеся слова и выполнять математические вычисления. Людям с дислексией обычно трудно связать слово, которое они видят, с фонетикой этого слова, что затрудняет чтение длинных текстов. Признаки дислексии могут меняться с возрастом. Общие симптомы включают неспособность читать в хорошем темпе, неправильное произношение слов, орфографические ошибки, переворачивание слов, затруднение запоминания рифмующихся слов и путаницу слева направо.

Причина дислексии неизвестна. Считается, что это она может быть связана с генами и может передаваться по наследству. Семейный анамнез, образ жизни, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также могут привести к дислексии у ребенка. Раннее лечение — наиболее эффективный способ лечения дислексии.

Источники и ссылки:

  1. Kailey Remien, Raman Marwaha — Dyslexiahttps://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK557668/
  2. Gerd Schulte-Körne — The Prevention, Diagnosis, and Treatment of Dyslexiahttps://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2967798/
  3. Thuraya Ahmed Al-Shidhani, Vinita Arora — Understanding Dyslexia in Children through Human Development Theorieshttps://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3529662/