Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Языковые расстройства у детей


Языковые расстройства могут мешать детям понимать то, что им говорят люди, а также выражать свои мысли и чувства через речь. Они также могут влиять на то, как дети учатся и общаются. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть языковое расстройство, то вы не одиноки. Это на удивление вполне распространено у детей. И есть много способов, чтобы с этим справиться.

языковые расстройства

Узнать больше о языковых расстройствах – это первый шаг к помощи вашему ребенку.


Какими бывают языковые расстройства?

Языковые расстройства – это нарушения, из-за которого человеку трудно найти правильные слова и составить четкие предложения при разговоре. Это также может затруднить понимание того, что говорит другой человек. Ребенок может испытывать трудности с пониманием того, что говорят другие и / или безуспешно пытаться выразить свои мысли словами.

Вы можете заметить, что словарный запас вашего ребенка очень простой, а его предложения короткие, неграмотные и неполные. Пока его сверстники общаются и рассказывают анекдоты, ваш ребенок может испытывать затруднения в разговоре и не понять смысл анекдота. Он также может говорить в предложениях из двух слов и не может отвечать даже на простые вопросы.

Важно отметить, что языковые расстройства – это не то же самое, что проблемы со слухом или расстройства речи. Дети с языковыми расстройствами обычно без проблем слышат или произносят слова. Их задача – овладение и применение правил языка, таких как грамматика. Они не просто «опоздавшие». Без лечения их проблемы с коммуникацией будут продолжаться и могут привести к эмоциональным проблемам и проблемам с обучаемостью в школе.

Типы языковых расстройств Существует три вида языковых расстройств.

  • Рецептивные языковые проблемы связаны с трудностью понимания того, что говорят другие.
  • Выразительные языковые проблемы связаны с трудностями выражения мыслей и идей.
  • Смешанные рецептивно-выразительные языковые проблемы связаны с трудностями понимания и использования разговорной речи.

Нарушения языка могут быть как приобретенными, так и развивающими. Приобретенное языковое расстройство, такое как афазия , проявляется только после того, как человек перенес неврологическое заболевание или травму. Это может быть инсульт или черепно-мозговая травма.

Нарушение языкового развития гораздо чаще встречается у детей. Дети с нарушениями развития языка часто начинают говорить позже, чем их сверстники. Эта задержка не связана с их уровнем интеллекта. На самом деле, дети с нарушениями развития языка обычно имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно есть проблемы с восприимчивыми и выразительными языковыми навыками в возрасте до 4 лет.


Насколько распространены языковые расстройства?

Считается, что у 5 процентов детей школьного возраста есть языковые расстройства. Это делает языковые расстройства одними из наиболее распространенных детских расстройств.


Что вызывает языковые расстройства?

Эксперты не уверены, что вызывает языковые расстройства. Большая часть исследований была сосредоточена на более широкой категории речевых и языковых нарушений. Эти исследования были обширными и предлагают некоторые возможные причины языковых расстройств, такие как:

  • Гены и наследственность. Исследования показали, что от 20 до 40 процентов детей с семейной историей нарушения речи и языка сами страдают этим заболеванием.
  • Пренатальное питание. Некоторые исследования показали, что когда женщина принимает пренатальные добавки с фолиевой кислотой во время беременности, то у ее ребенка реже возникают серьезные языковые проблемы.
  • Другие состояния: расстройства аутистического спектра , синдром Дауна, интеллектуальные нарушения и преждевременные роды также могут вызывать языковые расстройства.

Каковы симптомы языковых расстройств?

Проблемы с устным общением являются наиболее распространенным признаком языковых расстройств. Не ясно, есть ли признаки в младенчестве, которые могут указывать на повышенный риск.

У детей с восприимчивыми языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с пониманием того, что говорят другие люди. Им также может быть трудно следовать простым указаниям и систематизировать информацию, которую они слышат. Проблемы восприимчивого языка трудно обнаружить у очень маленьких детей.

Выразительные языковые проблемы легче определить на ранней стадии. Это связано с тем, что дети с выраженными языковыми проблемами могут поздно начать говорить или вообще не говорить до 2 лет. В 3 года они могут говорить, но их трудно понять, и проблемы сохраняются в дошкольных учреждениях. Например, некоторые дети могут понимать прочитанные им истории, но не могут описать их даже простым способом.

Вот другие признаки выразительных языковых проблем:

  • Имеет ограниченный словарный запас по сравнению с детьми того же возраста
  • Есть проблемы с изучением новых слов
  • Опускает ключевые слова и путает время глагола
  • Использует определенные фразы снова и снова при разговоре
  • Кажется, разочарован неспособностью выразить свои мысли
  • Может не говорить много или часто, но понимает, что говорят другие
  • Умеет произносить слова и звуки, но предложения часто не имеют смысла
  • Использует ограниченное разнообразие структур предложений при разговоре

На какие навыки влияют языковые расстройства?

Нарушения языка могут повлиять на детей разными способами, как в социальном, так и в академическом плане. Вот несколько примеров.

  • Социальные навыки. Понимание того, что говорят другие, и самовыражение словами помогают детям сформировать отношения. Когда дети не могут общаться ясно, им трудно подружиться и быть частью социальной группы. Они могут предпочесть быть в одиночестве и стать стеснительными или отдаленными. Они могут также стать целью хулиганов или действовать агрессивно, потому что они не могут решить проблемы в устной форме.
  • Успеваемость в школе. Некоторые исследования показывают, что у детей с нарушениями языка также есть проблемы с чтением . Некоторые дети также борются с письмом из-за их ограниченного словарного запаса и плохого понимания грамматики.

Как диагностируются языковые расстройства?

Многие дети, которые «опаздывают» с задержкой речи, догоняют сверстников сами. Однако большинство экспертов рекомендуют обратиться за помощью, если вы подозреваете, что развитие вашего ребенка отстает. Поговорите с педиатром, если ваш ребенок опаздывает  с языковым развитием.

Вот некоторые признаки того, что у вашего ребенка может быть задержка восприимчивости языка :

  • В 15 месяцев не смотрит и не указывает на людей или предметы, когда они называются родителем или опекуном
  • В 18 месяцев не следует простым указаниям, таким как «возьми шапку»
  • В 24 месяца не может указать на изображение или часть тела, когда оно названо
  • В 30 месяцев не отвечает вслух, кивает или качает головой и задает вопросы
  • В 36 месяцев не следует двухэтапным указаниям и не понимает действия слов

Вот некоторые признаки выразительной языковой задержки :

  • В 15 месяцев не использует три слова
  • В 18 месяцев не говорит «мама», «папа» или другие имена
  • В 24 месяца использует менее 25 слов
  • В 30 месяцев не использует фразы из двух слов, в том числе фразы с существительным и глаголом
  • В 36 месяцев не имеет словарного запаса в 200 слов, не запрашивает предметы по названию; неточно повторяет вопросы, задаваемые другими; кажется, потерял некоторые языковые навыки и /или не использует законченные предложения
  • В 48 месяцев часто использует слова неправильно или использует подобное или связанное слово вместо правильного слова

Первым шагом в оценке проблемы является исключение проблемы со слухом. Проблемы со слухом являются частой причиной языковых проблем. Если проблем со слухом не обнаружено, и вы по-прежнему беспокоитесь о развитии языка вашего ребенка, вы можете обратиться за консультацией к  логопеду. 

Как логопед проводит оценку

 Надлежащая оценка логопеда предполагает проверку вашего ребенка на «восприимчивость языка» (способность понимать то, что говорят другие) и «выразительность языка» (способность выражать мысли). Когда развитие выразительности языка сильно отстает от восприимчивых языковых способностей, это может быть признаком проблем.

Логопед также проведет собеседование с вами, понаблюдает и проанализирует речь вашего ребенка в различных ситуациях. Таким образом, он сможет оценить, насколько слабые коммуникативные навыки мешают ему делать то, что делают другие дети его возраста, например, играть в определенные игры.

Во время оценки логопед также может опробовать различные тактики, чтобы выяснить, как ваш ребенок реагирует на лечение. Как только логопед поставит диагноз, он будет тесно сотрудничать с вами, чтобы разработать эффективный план лечения.


У некоторых детей с нарушениями языка также есть связанные условия. Это называется коморбидностью. Соответствующие условия включают в себя:

  • Проблемы с чтением. Дислексия часто встречается у детей со смешанными рецептивно-выразительными языковыми проблемами. Растущее число исследований показало, что многие дети, подверженные риску дислексии, также испытывают трудности с разговорной речью .
  • СДВГ и проблемы с психическим здоровьем. Исследования показали связь между языковыми расстройствами и СДВГ. Исследования детей с языковыми расстройствами показали, что у многих также имелись СДВГ. У детей с проблемами внимания могут также возникнуть языковые проблемы, потому что они сильно отвлекаются во время тестирования.

Как профессионалы могут помочь с языковыми расстройствами?

Важно лечить детей с нарушениями языка как можно раньше. Фактически, 70 процентов дошкольников показывают улучшение после лечения. Стратегии лечения, которые могут помочь вашему ребенку, включают в себя:

  • Индивидуальная логопедия : Логопед может работать с ребенком один на один, чтобы расширить его словарный запас и улучшить грамматику. Он также покажет вам, как работать с ребенком дома.
  • Психотерапия: Если у вашего ребенка возникают эмоциональные проблемы из-за языковых проблем, вы можете подумать о психологической помощи. 

Что можно сделать дома при языковых расстройствах?

Есть способы, которыми вы можете улучшить устные языковые навыки вашего ребенка дома. Вот несколько идей:

  • Общайтесь со своим ребенком столько, сколько сможете. В ранние детские годы пойте и слушайте много музыки. Поговорите о том, что вы видите, когда едете в машине или когда находитесь в супермаркете. Слушайте своего ребенка. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы ответить, и не поддавайтесь искушению дать свой ответ на свой же вопрос.
  • Сделайте чтение интерактивным. Обсудите рисунки из книги, и пусть ваш ребенок придумает новое окончание или разыгрывает историю с куклами. Читайте своему ребенку и поощряйте детские стихи.
Поделись