Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Это нормально, когда дети иногда забывают свою домашнюю работу, мечтают на уроке, ведут себя не задумываясь или нервничают за обеденным столом. Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность также являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это распространенное расстройство нервного развития, которое обычно появляется в раннем детстве, обычно в возрасте до семи лет. СДВГ мешает детям сдерживать их спонтанные реакции – реакции, которые могут включать в себя все, от движения до речи и внимательности. Мы все знаем детей, которые не могут сидеть на месте, которые никогда не слушают, которые не следуют инструкциям, независимо от того, насколько четко вы их объясняете, или которые высказывают неуместные комментарии в неподходящее время. Иногда таких детей называют нарушителями спокойствия или критикуют за лень и недисциплинированность. Тем не менее, они могут иметь СДВГ.

Это нормальное поведение ребенка или это СДВГ?

Может быть трудно провести различие между СДВГ и нормальным «поведением ребенка». Если вы заметите только несколько признаков или симптомы появляются только в некоторых ситуациях, это, вероятно, не СДВГ. С другой стороны, если у вашего ребенка наблюдается ряд признаков и симптомов СДВГ, которые присутствуют во всех ситуациях – дома, в школе и во время игры – самое время присмотреться.

Жизнь с ребенком с СДВГ может быть разочаровывающей и подавляющей, но вы многое можете сделать, чтобы помочь контролировать симптомы, преодолеть ежедневные проблемы и принести больше спокойствия в семью.

Мифы и факты о синдроме дефицита внимания

Миф: все дети с СДВГ гиперактивны.

Факт: Некоторые дети с СДВГ гиперактивны, но другие дети с проблемами внимания не являются гиперактивными. Дети с СДВГ, которые невнимательны, но не слишком активны, могут показаться странными и немотивированными.


Миф: Дети с СДВГ никогда не могут концетрировать внимание.

Факт: Дети с СДВГ часто могут сосредоточиться на занятиях, которые им нравятся. Но как бы они ни старались, им сложно сохранять фокус, когда стоящая задача скучна или повторяется.


Миф: Дети с СДВГ могли бы вести себя лучше, если бы захотели.

Факт: Дети с СДВГ могут делать все возможное, чтобы быть хорошими, но все равно не могут сидеть спокойно, молчать или обращать внимание. Они могут показаться непослушными, но это не значит, что они разыгрывают нарочно.


Миф: Дети в конечном итоге вырастут из СДВГ.

Факт: СДВГ часто продолжается в зрелом возрасте, поэтому не ждите, пока ваш ребенок перерастет проблему. Лечение может помочь вашему ребенку научиться управлять и минимизировать симптомы.


Миф: Медикаментозное лечение – лучший вариант лечения СДВГ.

Факт: Лекарства часто назначают при синдроме дефицита внимания, но это может быть не лучшим вариантом для вашего ребенка. Эффективное лечение СДВГ также включает обучение, поведенческую терапию, поддержку дома и в школе, физические упражнения и правильное питание.

Как выглядит СДВГ?

Когда многие люди думают о расстройстве с дефицитом внимания, они изображают неконтролируемого ребенка в постоянном движении, отскакивающего от стен и мешающего всем вокруг. Но реальность гораздо сложнее. Некоторые дети с СДВГ гиперактивны, в то время как другие сидят тихо – их внимание находится далеко. Некоторые уделяют слишком много внимания задаче и испытывают трудности при переносе ее на что-то другое. Другие только слегка невнимательны, но чрезмерно импульсивны.

Ребенок с СДВГ может быть:

  • Невнимательный, но не гиперактивный или импульсивный.
  • Гиперактивный и импульсивный, но способный концетрировать внимание.
  • Невнимательный, гиперактивный и импульсивный (наиболее распространенная форма СДВГ).

Дети, у которых наблюдаются только невнимательные симптомы СДВГ, часто упускаются из виду, поскольку они не причиняют много беспокойства. Тем не менее, симптомы невнимательности имеют последствия: их ругают учителя и родители за невыполнение заданий; неэффективность в школе; конфликты с другими детьми потому, что они не играют по правилам.

Обнаружение СДВГ в разных возрастах

Поскольку мы ожидаем, что очень маленькие дети будут легко отвлекаемыми и гиперактивными, именно импульсивное поведение опасно и часто выделяется у дошкольников с СДВГ. К четырем или пяти годам большинство детей учатся обращать внимание на других, сидеть тихо, когда им велят, и не говорить всего, что приходит им в голову. Таким образом, к тому времени, когда дети достигают школьного возраста, дети с СДВГ выделяются во всех трех типах поведения:

  1. невнимательность
  2. гиперактивность
  3. импульсивность

Признаки невнимательности и симптомы СДВГ

Мальчик мечтает на уроке. Это не значит, что дети с СДВГ не могут не обращать внимания: когда они занимаются тем, что им нравится, или слышат о темах, которые их интересуют, у них нет проблем сосредоточиться и выполнить задание. Но когда задача повторяется или становится скучной, они быстро отключаются.

Оставаться в канве какого-либо дела – еще одна распространенная проблема. Дети с СДВГ часто отскакивают от задачи к задаче, не выполняя ни одного из них, или пропускают необходимые шаги в процедурах. Организация школьных занятий труднее для них, чем для большинства детей. Дети с СДВГ также не могут сосредоточиться, если вокруг них что-то происходит; им обычно нужна спокойная, тихая обстановка, чтобы оставаться сосредоточенным.

Симптомы невнимательности у детей:

  • Есть проблемы с концентрацией внимания; легко отвлекается или становится скучно с заданием до его завершения
  • Не слушает, когда ему что-то говорят
  • С трудом запоминает вещи и выполняет инструкции; не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки
  • Есть проблемы с организацией, планированием и завершением дел
  • Часто теряет домашние задания, книги, игрушки или другие предметы

Признаки гиперактивности и симптомы СДВГ

Наиболее очевидным признаком СДВГ является гиперактивность. Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с гиперактивными симптомами синдрома дефицита внимания всегда находятся в движении. Они могут попытаться сделать несколько вещей одновременно, отскакивая от одного занятия к другому. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что может быть очень трудно для них, их нога постукивает или их пальцы барабанят.

Симптомы гиперактивности у детей:

  • Постоянно ерзает и извивается
  • Трудно сидеть спокойно, тихо играть или отдыхать
  • Постоянно передвигается, много бегает или куда-нибудь лезет
  • Говорит чрезмерно
  • Может иметь вспыльчивый характер

Импульcивные признаки и симптомы СДВГ

Импульсивность детей с СДВГ может вызвать проблемы с самоконтролем. Поскольку они подвергают цензуре себя меньше, чем другие дети, они прерывают разговоры, вторгаются в пространство других людей, задают неуместные вопросы в классе, делают бестактные наблюдения и задают слишком личные вопросы. Инструкции типа «Будь терпеливым» и «Просто подожди немного» для детей с СДВГ вдвое труднее, чем для других детей.

Дети с импульсивными признаками и симптомами СДВГ также имеют тенденцию быть капризными и слишком эмоционально реагировать. В результате другие могут начать считать ребенка неуважительным или странным.

Симптомы импульсивности у детей:

  • Действует без раздумий
  • Угадывает, вместо того, чтобы тратить время на решение проблемы. Выдает ответы в классе, не дожидаясь или не услышав весь вопрос
  • Вторгается в разговоры или игры других детей
  • Часто перебивает других; говорит не то и не в то время
  • Неспособен сдерживать сильные эмоции, что приводит к вспышкам гнева или истерикам

Положительные эффекты СДВГ у детей

СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом или талантом. Более того, дети с синдромом дефицита внимания часто демонстрируют следующие положительные черты:

СДВГ
  • Креативность – дети с СДВГ могут быть удивительно креативными и творческими. Ребенок, мечтающий и имеющий сразу десять разных мыслей, может стать мастером решения проблем, источником идей или изобретательным художником. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но иногда они замечают то, что другие не видят.
  • Гибкость. Так как дети с СДВГ рассматривают множество вариантов сразу, они более открыты для разных идей.
  • Энтузиазм и спонтанность – дети с СДВГ редко бывают скучными! Они интересуются множеством разных вещей и имеют живые личности. Короче говоря, если они вас не раздражают (а иногда даже когда и раздражают), с ними очень весело.
  • Энергия и драйв – когда дети с СДВГ мотивированы, они работают или играют усердно и стремятся к успеху. На самом деле может быть трудно отвлечь их от интересующей их задачи, особенно если это интерактивное или практическое занятие.

Это действительно СДВГ?

То, что у ребенка есть симптомы невнимательности, импульсивности или гиперактивности, не означает, что он или она имеет СДВГ. Определенные заболевания, психологические расстройства и стрессовые события в жизни могут вызывать симптомы, похожие на СДВГ. Прежде чем поставить точный диагноз СДВГ, важно, чтобы вы обратились к специалисту по психическому здоровью, чтобы изучить и исключить следующие возможности:

  • Проблемы с обучением или проблемы с чтением, письмом, моторными навыками или языком.
  • Основные жизненные события или травмирующие события (например, недавний переезд, смерть близкого человека, насилие в семье, развод).
  • Психологические расстройства, включая тревогу, депрессию и биполярное расстройство.
  • Поведенческие расстройства, такие как расстройство поведения, реактивное расстройство привязанности и вызывающее оппозиционное расстройство.
  • Медицинские состояния, включая проблемы со щитовидной железой, неврологические заболевания, эпилепсию и нарушения сна.

Помощь ребенку с СДВГ

Независимо от того, являются ли симптомы вашего ребенка невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью следствием СДВГ, они могут вызвать много проблем, если их не лечить. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, могут испытывать трудности в школе, часто сталкиваться с трудностями и им трудно ладить с другими или заводить друзей. Эти разочарования и трудности могут привести к снижению самооценки, а также напряженности и стрессу для всей семьи.

Но лечение может существенно изменить симптомы вашего ребенка. При правильной поддержке ваш ребенок сможет добиться успеха во всех сферах жизни. Если ваш ребенок борется с симптомами, похожими на СДВГ, не ждите, чтобы обратиться за профессиональной помощью. Вы можете лечить симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности вашего ребенка без диагноза синдрома дефицита внимания. Варианты для начала включают в себя включение вашего ребенка в терапию, внедрение лучшего плана питания и упражнений, а также изменение домашней обстановки для минимизации отвлекающих факторов.

Если вы получили диагноз СДВГ, вы можете поработать с врачом, терапевтом и в школе вашего ребенка, чтобы составить индивидуальный план лечения, соответствующий его или ее конкретным потребностям. Эффективное лечение СДВГ в детском возрасте включает поведенческую терапию, обучение и подготовку родителей, социальную поддержку и помощь в школе. Лекарства также могут быть использованы; однако, это никогда не должно быть единственным лечением синдрома дефицита внимания.

Советы по воспитанию детей с СДВГ

 Если ваш ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, может потребоваться много энергии, чтобы заставить его или ее выслушать, выполнить задание или сидеть спокойно. Постоянный мониторинг может быть разочаровывающим и утомительным. Иногда вы можете чувствовать, что ваш ребенок управляет этим шоу. Но есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы восстановить контроль над ситуацией, одновременно помогая вашему ребенку максимально использовать его или ее способности.

Несмотря на то, что синдром дефицита внимания не вызван плохим воспитанием, существуют эффективные стратегии воспитания, которые могут иметь большое значение для исправления проблемного поведения. Дети с СДВГ нуждаются в структуре, последовательности, четком общении, вознаграждениях и последствиях для своего поведения. Им также нужна большая любовь и поддержка.

Есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы уменьшить признаки и симптомы СДВГ, не жертвуя природной энергией, игривостью и чувством удивления, уникальными для каждого ребенка.

  • Позаботьтесь о себе, чтобы вы могли лучше заботиться о своем ребенке. Правильно питайтесь, занимайтесь спортом, высыпайтесь, найдите способы уменьшить стресс и ищите личную поддержку у семьи и друзей, а также у врача и учителей вашего ребенка.
  • Установите распорядок дня и придерживайтесь его. Помогите вашему ребенку сосредоточиться и организовать его, упрощая график работы вашего ребенка и занимая его здоровыми занятиями.
  • Установите четкие ожидания. Сделайте правила поведения простыми и объясните, что произойдет, если они будут подчинены или нарушены, и выполняйте каждый раз с вознаграждением или неприятными последствиями.
  • Поощряйте упражнения и сон. Физическая активность улучшает концентрацию и способствует росту мозга. Важно, что для детей с СДВГ это также приводит к лучшему сну, что, в свою очередь, может уменьшить симптомы СДВГ.
  • Помогите ребенку правильно питаться. Чтобы справиться с симптомами СДВГ, назначайте регулярные здоровые приемы пищи или закуски каждые три часа и сокращайте вредную и сладкую пищу.
  • Научите своего ребенка, как заводить друзей. Помогите ему или ей стать более лучшим слушателем, более плавно взаимодействовать с другими.

Школьные советы для детей с СДВГ

СДВГ, очевидно, мешает обучению.  Ребенок не можете усваивать информацию или выполнять свою работу, если он бегает по классной комнате или пропускает мимо ушей, то что должен читать или слушать. Подумайте о том, что школьная обстановка требует от детей: сиди спокойно, слушай тихо, будь внимательным, следуй инструкциям, концентрируйся! Это именно то, что детям с СДВГ очень трудно делать – не потому, что они не хотят, а потому, что их мозг не позволяет им это делать.

Но это не значит, что дети с СДВГ не могут добиться успеха в школе. Родители и учителя могут многое сделать, чтобы помочь детям с СДВГ развиваться в классе. Он начинается с оценки индивидуальных слабостей и сильных сторон каждого ребенка, а затем вырабатывает творческие стратегии, помогающие ребенку сосредоточиться, выполнять задания и учиться в полной мере.

Поделись